Какие комментарии можно увидеть или услышать касательно работы транспортной полиции? К сожалению, не всегда лестные. Однако данная служба обладает широким спектром действий и обязанностей.
Одна из сложнейших государственных структур — транспортная полиция, имеющая множество отделений по всей стране.
Структура транспортной полиции
Главное управление выполняет основные функции и руководит деятельностью органов внутренних дел на водном, воздушном, а также железнодорожном транспорте. Основной функцией государственной структуры является обеспечение безопасности населения на любом из видов транспорта.
Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией России, нормами международного права, международными договорами РФ, федеральным законодательством, актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами МВД России.
Транспортная полиция состоит из более чем 500 линейных отделов, чья деятельность, контролируется со стороны 20 управлений по транспорту. Сама структура является весьма сложной и многоярусной.
Структурное ГУТ МВД выглядит следующим образом:
- Начальник Главного Управления. Под его началом Отдел делопроизводства и режима и Отдел кадров и государственной службы.
- Первый заместитель начальника ГУ. В его задачи входит Управление организации борьбы с преступностью на транспорте и Оперативно-розыскное управление.
- Заместитель начальника ГУ, руководит организационно-контрольным управлением.
- Заместитель начальника ГУ, распоряжающийся отделом обеспечения охраны общественного порядка.
- Заместитель начальника ГУ, ему подведомственны Отдел межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности подразделения полиции на метрополитене и Подразделение по организации связи, автоматизации и техническому обеспечению.
Как можно понять из вышесказанного, структура главного управления по транспорту Министерства внутренних дел РФ, весьма сложна и обхватывает широкий спектр структур.
За последние годы ситуация сложилась таким образом, что большая часть деятельности направлена на борьбу с преступностью, в частности с терроризмом.
Представители транспортной полиции занимаются выявлением каналов незаконной поставки оружия, наркотиков, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных запрещенных товаров, которые ввозятся в страну воздушным, морским или железнодорожным транспортом.
Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции
Чтобы подать заявку на прохождение отбора и иметь шанс на трудоустройство, гражданину необходимо:
- наличие Российского гражданства;
- прохождение военной службы в Вооруженных силах РФ;
- наличие минимум полного среднего образования (11 классов);
- постоянная или временная регистрация на территории России;
- пройденная медицинская комиссия и психологическое обследование.
Полномочия сотрудников транспортной полиции
В первую очередь, задачей сотрудника транспортной полиции является защита здоровья, жизни, а также прав Российских граждан, от преступных или иных противоправных посягательств.
Работники государственной структуры наделены полномочиями для проведения досмотра груза, вскрытия контейнеров, осмотра личных вещей пассажиров и членов экипажа. Однако делается все это только при наличии серьезных оснований, как например, появлении информации о перевозки наркотиков, оружия или взрывного устройства.
Реформа транспортной полиции: основные изменения
В 2019 году Правительство России провело масштабную реформу МВД. Основной задачей государственных деятелей являлось обеспечение достойной материальной поддержки работникам транспортной полиции и их семьям. Второй задачей стала оптимизация действующей структуры в соответствии с экономическим положением в стране.
Какие основные изменения произошли с начала 2019 года:
- большое сокращение со стороны руководящего состава;
- государственные служащие будут получать медицинское обслуживание согласно обычным полисам обязательного или добровольного страхования;
- снижение расходов на содержание структуры, что обеспечивает общий подъем заработной платы;
- объединение между собой ряда ведомств и перераспределение их обязанностей.
Помимо транспортной полиции подобные изменения коснутся управления ГИБДД.
Зарплата и денежное довольствие
Как заверяет Правительство России, реформа текущего года напрямую коснется заработной платы сотрудников и дополнительного финансового поощрения. При этом изменения будут исключительно в лучшую сторону.
Министерство внутренних дел рассматривает не только вопрос по увеличению размера заработной платы, но и возможности сохранения всех полагающихся льгот и дополнительных выплат.
По мнению Министерства основной составляющей, оказывающей влияние на непосредственный оклад сотрудника — наличие аттестации. Не меньшее значение будут иметь личные достижения служащего, награды и благодарности. По мнению государства в ближайшие несколько лет заработная плата государственных служащих увеличится на 150%.
Сама заработная плата работника дорожной полиции состоит из нескольких частей:
- Оклад — является основополагающей частью заработной платы. Показатель попадает под ежегодную индексацию и, соответственно будет увеличиваться. Поскольку за последние 5 лет существенного повышения оклада не происходило, на данный момент вопрос встал достаточно остро. По мнению Министерства, увеличение оклада — это первое на что должна быть направлена реформа 2019 года.
- Дополнительная надбавка за звание. Сюда входят дополнительные ежемесячные выплаты, которые начисляются в виде процента от основного оклада. В зависимости от квалификации и звания работника процент составляет от 5 до 30. Также имеется дополнительная надбавка за стаж на государственной службе. Размер надбавки от 10 до 40%. Дополнительно может назначаться районный коэффициент или за особые условия до 100%.
Наличие наград за особые заслуги, позволяют государственным служащим рассчитывать на дополнительные финансовые выплаты:
- работники государственной структуры, имеющие ученую степень. При звании кандидата наук, получают надбавку в размере 15% от основного оклада. За звание «доктор наук», сотруднику доплачивают по 30% от оклада;
- заместители начальника территориального ОВД или ВРИО получают надбавку в размере 30-50% от оклада. На то же поощрение может рассчитывать лицо, осуществляющее временную замену заместителя начальника. Например, на период отпуска.
Заключение
Подводя итоги, что представляет собой вся структура и специфика работы транспортной полиции? В первую очередь — это государственная служба, отличающаяся сложной, достаточно опасной и тяжелой деятельностью. Только единицы могут пройти отбор и соответствующее обучение, однако при этом работа наполнена событиями, действием и, что немаловажно, хорошей финансовой компенсацией.
Транспортная полиция
По мере развития транспортной системы в мире начал расти и уровень преступности в данной сфере.
Тогда возник вопрос о формировании специальной службы, обеспечивающей сохранность грузов и безопасность пассажиров в то время, когда они находятся в пути или пребывают в зданиях вокзалов и аэропортов.
На сегодняшний день обеспечением правопорядка на всех объектах водного, воздушного и железнодорожного транспорта занимается специальное структурное подразделение МВД РФ – Департамент обеспечения правопорядка на транспорте.
Что такое транспортная полиция?
Транспортной полицией в России принято называть структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое отвечает за безопасность и обеспечение правопорядка на водном, воздушном и железнодорожном видах транспорта.
Также в зону ответственности госструктуры входит организация специальных и воинских перевозок.
ВАЖНО! Транспортная полиция является отдельным ведомством, во главе которого находится Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России.
К основным направлениям деятельности Департамента относятся:
- Участие в формировании государственной политики в сфере обеспечения безопасности на транспорте.
- Совершенствование нормативно-правового регулирования в области правопорядка на транспорте.
- Противодействие преступности и обеспечение охраны общественного порядка на транспортных объектах — в рамках имеющихся полномочий.
- Реализация мероприятий по пресечению фактов незаконного вмешательства на транспортных объектах – в пределах своих полномочий.
- Непосредственное управление ОВД на транспорте.
ВАЖНО! На современном этапе деятельность транспортной полиции регулируется приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства транспорта РФ №1022/487 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России», утвержденного 27 декабря 2013 года.
Линейные отделы ОВД
К структурным подразделениям транспортной полиции относятся линейные отделы внутренних дел на транспорте (ЛОВДТ). В России линейные отделы выполняют функции, схожие с деятельностью территориальных подразделений, но только на транспортных магистралях, их территориях и отдельных объектах.
Линейные отделы размещаются на территории крупных транспортных узлов – вокзалов, аэропортов, речных и морских портов.
Свою деятельность сотрудники осуществляют при взаимодействии с территориальными органами внутренних дел.
К основным задачам ЛО относятся:
- обеспечение безопасности пассажиров, сотрудников и грузов;
- охрана общественного порядка;
- предупреждение и правонарушений и своевременное их пресечение;
- участие в расследовании преступлений и розыске лиц, пропавших без вести либо скрывающихся от правоохранительных органов;
- досмотр пассажиров и багажа (при наличии обстоятельств, требующих проведения контроля);
- участие в ликвидации аварий, пожаров, стихийных бедствий и катастроф, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
- охрана и конвоирование лиц, задержанных или заключенных под стражу;
- контроль техники противопожарной безопасности, обеспечение вверенных объектов необходимыми средствами пожаротушения.
История создания
Первый прототип современной транспортной полиции появился в России еще в 1809 году. Необходимость создания контролирующего органа возникла в то время, когда на территории государства началось строительство железных дорог. По мере роста железнодорожной сети увеличивалось и количество преступлений.
Особенно часто беспорядки происходили в отдаленных местностях, которые только начинали осваивать по мере развития транспортного сообщения.
В итоге Николай I принял решение о привлечении жандармерии, которая должна была обеспечивать соблюдение порядка на транспорте, подчиняясь при этом Министерству путей сообщения. Но такая мера оказалась неэффективной и потребовала пересмотрения.
Отдельная структура транспортной полиции была сформирована лишь зимой 1919 года: 21 февраля было опубликовано постановление ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Именно эта дата считается официальным днем создания ведомства.
Принципы работы на РЖД
Отдел полиции на сегодняшний день есть на каждом железнодорожном вокзале. В задачи сотрудников данного подразделения входит:
- осуществление контроля на входе в здание вокзала;
- обеспечение безопасности пассажиров и грузов во время поездки;
- предупреждение возможных угроз и чрезвычайных ситуаций в поездах и на вокзалах;
- контроль соблюдения правопорядка;
- противодействие незаконному обороту оружия, наркотических веществ.
ВАЖНО! Железнодорожная полиция является самым крупным из всех подразделений, входящих в состав Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России.
Охрана правопорядка на воде
Первый проект создания речной полиции на территории России был разработан императором Александром II в 1867 году. Кроме выявления преступлений против личности, сотрудники органа также выполняли таможенные функции и выявляли факты контрабандной перевозки грузов.
ВАЖНО! В 1917 году речная полиция вместе с другими подразделениями правоохранительной системы, утвержденной в царской России, была ликвидирована. Но уже 25 июня 1918 года Совет народных комиссаров издал документ об учреждении речной милиции в советской России. Именно эта дата считается началом истории подразделения.
На сегодняшний день в обязанности речной транспортной полиции входят:
- контроль соблюдения правопорядка на водных территориях;
- предупреждение пожаров и иных чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
- пресечение деятельности браконьеров;
- контроль правил эксплуатации речных судов;
- пресечение оказания услуг, не соответствующих требованиям безопасности для здоровья и жизни людей.
Также сотрудники речной полиции тесно сотрудничают с отделами, противостоящими незаконному обороту оружия, наркотиков, отделом по борьбе с экономическими преступлениями.
В теплое время года работа сотрудников речной полиции становится особенно напряженной: представителям органов правопорядка приходится патрулировать не только водоемы, но и пляжи.
Борьба с преступностью на воздушном транспорте
Вопрос о регулировании безопасности на воздушном транспорте возник в 60-70-х годах ХХ века. Именно в это время стали появляться первые преступники, угрожающие жизни и здоровью пассажиров и экипажа воздушного судна.
Мелкие хулиганы начали обкрадывать людей в самолетах, а дебоширы – нарушать спокойствие на борту. Через некоторое время воздушные судна стали объектами для организации террористических актов.
Чтобы устранить данную проблему, 3 ноября 1970 года Совет Министров СССР принял решение об обязательном присутствии сотрудников милиции на борту каждого воздушного судна. Однако данная мера противодействия преступности оказалась неэффективной: сотрудник правоохранительных органов не мог использовать в воздухе ни приемов рукопашного боя, ни табельного оружия.
Поэтому, спустя некоторое время, было решено предпринять иные способы для обеспечения безопасности на воздушном транспорте.
В частности, в 1978 году в аэропортах Российской Федерации был введен досмотр каждого пассажира, а также багажа и ручной клади путешественников.
Такая практика была признана эффективной и до сих реализуется с использованием современных методов контроля.
Специфика работы
В отличие от остальных органов правопорядка, транспортная полиция имеет свои специфические особенности, к числу которых относятся:
- большая площадь участков оперативного обслуживания;
- высокая концентрация большого количества лиц и материальных ценностей на сравнительно небольших территориях (например, в зданиях вокзалов или аэропортов);
- быстрота перемещения грузов;
- сезонная работа транспорта;
- непрерывность и взаимосвязь осуществляемых перевозок;
- строгий режим работы, высокий уровень дисциплины.
Требования к сотрудникам МВД РФ на транспорте
Сотрудник, поступающий на службу в транспортную полицию, должен соответствовать определенным требованиям и знать основные принципы и правила работы в ведомстве. Так, полицейский, проходящий службу в любом из линейных отделов, должен:
- обладать высоким уровнем профессионализма;
- знать специфику не только своей работы, но и всех остальных подразделений транспортной полиции;
- уметь быстро ориентироваться при смене обстановки и в случае возникновения внештатных ситуаций;
- быть готовым к выполнению действий, которые могут принести ущерб здоровью (служба в полиции всегда связана с определенным риском для жизни сотрудника);
- обладать должным уровнем физической и психологической подготовки.
ВАЖНО! Также сотрудник транспортной полиции обязан в любое время суток оставаться на связи, не отключая мобильный телефон.
К претендентам, поступающим на службу в транспортную полицию, также предъявляются следующие требования:
- возраст – не младше 18 и не старше 35 лет;
- образование — не ниже среднего (полного) общего;
- наличие российского гражданства;
- отсутствие алкогольной и наркотической зависимости;
- отсутствие судимостей;
- отсутствие заболеваний, препятствующих эффективной работе в органах обеспечения правопорядка.
Полномочия
На сегодняшний день основная задача транспортной полиции заключается в том, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и сохранность грузов, перевозимых любым видом транспорта. Для этих целей полицейские имеют право:
- организовать личный досмотр пассажиров;
- проверять грузы и багаж, при необходимости вскрывая их.
Однако для проведения подобных действий необходимо наличие серьезных оснований. Например, если человека заподозрили в транспортировке запрещенных и опасных грузов, перевозке оружия или наркотиков, а также при наличии угрозы террористических актов.
ВАЖНО! Проводить досмотр пассажира или вскрытие его личных вещей допускается лишь в присутствии двух понятых, которые также обязаны подписать протокол, составленный по итогам. Досмотр, проведенный без присутствия свидетелей, считается противозаконным.
Вопрос о безопасности пассажирских и грузовых перевозок на территории нашей страны становился все более насущным по мере развития транспортной сети.
Безопасность на транспорте не могла оставаться без контроля правоохранительных органов, поэтому их формирование началось еще в царской России. Сегодня в РФ существуют сотни линейных отделов, сотрудники которых обеспечивают соблюдение правопорядка в аэропортах, вокзалах и портах.